За последние два месяца супертяжелый вес сотрясли сразу два допинг-скандала с участием боксеров элиты этого дивизиона — сначала россиянина Александра Повектина, а потом и британца Тайсона Фьюри. В апрельской допинг-пробе Поветкина, напомним, были найдены следы запрещенного препарата мельдония, а что касается Фьюри, то по нему просто стала известна общественности информация о следах анаболического стероида нандролона, найденного в его допинг-пробах еще в начале 2015 года — до его боя с Владимиром Кличко, кардинально поменявшего состояние дел в супертяжелом дивизионе.
Но каковы шансы на то, что эти допинг-скандалы сорвут (а не отложат) проведение боя Поветкина с Деонтеем Уайлдером и матча-реванша Фьюри с Владимиром Кличком, мы попробуем разобраться в этой статье. Сначала о ситуации с Поветкиным: уже на этой неделе WBC обещает вынести свой вердикт по “мельдониевому делу” и дать зеленый или красный свет проведению боя Уайлдер — Поветкин. Но уже сейчас можно с 90-процентной уверенностью сказать, что свет будет все-таки зеленый. И дело здесь не громогласных заявлениях Поветкина и Рябинского о том, что, мол, правда на их стороне. Дело в фактах, а они на сегодняшний день таковы, что после дополнительных исследований по мельдонию, проводившихся в июне, Всемирное антидопинговое агентство (WADA) так и не смогло определить конкретные сроки выведения мельдония из организма, из-за чего было принято решение, о котором сообщил Андрей Рябинский, и которое болельщики Поветкина восприняли как фактическую победу.
Но в СМИ сообщают только о той части, которая касается именно боя Поветкин — Уайлдер: что все спортсмены, в допинг-пробах которых, взятых до 1 октября, были найдены следы мельдония не больше 1 микрограмма (у Поветкина концентрация была значительно ниже), не подлежат дисквалификации. Но есть и другой аспект этого решение WADA, о котором почему-то мало говорится в СМИ, а именно — после 1 октября любая (даже 0,0001 нанограмма) концентрация мельдония, найденная в допинг-пробах, ведет к немедленной дисквалификации спортсмена. Что это значит? Это значит, что WADA окончательно признала мельдоний допингом, и все слова о том, что мельдоний — это всего лишь “витаминки для сердца”, являются полнейшим бредом. Хотя, в принципе, любому здравомыслящему человеку это было понятно еще до решения WADA. Но эта тема касается только болельщиков Поветкина, а не самого Александра — он-то честно признался, что годами принимал мельдоний, пока тот не был запрещен.
А теперь конкретно о той части решения WADA, которая касается боя Поветкин — Уайлдер: это решение дает WBC все основания оставить Поветкина на позиции обязательного претендента на титул, и сложно представить, что решение WBC будет каким-то иным. При этом, чтобы решение не выглядело односторонним, возможно, будут приняты какие-то дополнительные полумеры по отношению к Поветкину — ну, скажем, “строгое предупреждение” с обязательным прохождением для Александра допинг-тестов не только в период подготовки к бою, а на протяжении всего года в любой момент времени. Но сути это не меняет: Поветкин сохранит за собой первую строчку рейтинга и право боя с Деонтеем Уайлдером. Что будет с торгами — останется ли их результат в силе или будут назначены новые — это уже другой вопрос. Но, опять же, решение об отмене торгов не повлияет на позицию официального челленджера Поветкина, а просто будет означать, что при проведении повторных торгов его промоутеру придется выложить большую сумму, чем в первый раз (но вряд ли намного).
Другое дело, что даже ожидаемое решение WBC в пользу Поветкина не означает, что бой состоится в ближайшие месяцы — команда Уайлдера может обжаловать это решение в суде. Понятное дело, что как раз в этом судебном процессе шансов на успех у команды Уайлдера будет немного, но это позволит им еще на несколько месяцев затянуть проведение боя. А ведь время играет против Поветкина. И даже не столько из-за того, что ему уже совсем скоро исполнится 37 лет, как по той причине, что серьезной боевой практики у Александра не было уже давно. Если у того же Уайлдера все последние бои были конкурентными, то у Поветкина последний конкурентный бой был еще в октябре 2014 года — против Карлоса Такама. В плане боевой практики вряд ли Александру много дала 90-секундная деструкция Майка Переса, а бой с Мариушем Вахом дал ему ровно столько же, сколько и 35-минутная отработка ударов и комбинаций на тяжелом мешке. Поэтому не удивляйтесь, если люди Уайлдера постараются немного затянуть проведение боя судебными разбирательствами с WBC, даже будучи уверенными, что суд они проиграют. Вот в судебных тяжбах с командой Поветкина шансы на успех у команды Уайлдера гораздо выше, но мы здесь не будем касаться этой темы, поскольку прямого влияния на то, когда пройдет этот бой, они не имеют.
Теперь переходим к ситуации с Тайсоном Фьюри. На первый взгляд, у британца ситуация посложнее, чем у Поветкина. И не потому, что мельдоний — это типа “витаминки для сердца” (любому незаангажированному человеку понятно, что это не так), а нандролон — допинг. И мельдоний, и нандролон — лекарственные препараты, которые спортсменами используются как допинг. И можно долго спорить, что более важно для спортсмена — повышение выносливости и сокращение периода восстановления (что дает мельдоний) или повышение силовых показателей (эффект нандролона). Дело в другом: по нандролону, в отличие от мельдония, известны сроки выведения из организма, и этот препарат признан допингом уже давно. То есть, Фьюри не может сказать, что это остаточные следы препарата, который он принимал, когда оной еще не был запрещен. Но есть одно маленькое но, и оно заключается вот в чем: если Британское антидопинговое агентство решит сейчас, через полтора года после взятия допинг-проб Фьюри, дисквалифицировать Тайсона, то поставит себя под угрозу многомиллионных исков со стороны команды Кличко (и не только), ведь как тогда объяснить тот факт, что Фьюри не был дисквалифицирован еще до боя с Кличко, если все это было известно уже давно, и еще в сентябре прошлого года проводились слушания по этому делу? Поэтому, скорее всего, Фьюри будет оправдан, а следы нандролона, найденные в его допинг-пробах, будут списаны на принятие им лекарственных препаратов, содержащих этот компонент.
boxingnews.com.ua